На прошлой неделе в Сыктывкаре в рамках чемпионата Республики Коми прошли первые официальные старты воркутинской пловчихи Анастасии Иваненко. После двухлетней дисквалификации за употребление запрещенного препарата «Фуросемид» экс-чемпионка мира вернулась в большой спорт. Начавшийся сезон обещает быть насыщенным: уже в апреле в Москве пройдет чемпионат России, а в конце июля Настя выступит на чемпионате мира в Риме. А пока спортсменка успешно набирает форму, о чем свидетельствуют ее блистательные выступления на региональных стартах - Анастасия завоевала медали высшей пробы на всех дистанциях, в которых была заявлена. По окончании соревнований спортсменка дала интервью для «МС».
Допинг за 8 рублей
- Анастасия, начнем, наверное, с самого «больного» вопроса. Как же этот треклятый фуросемид попал в ваш организм? За эти два года в СМИ была опубликована масса версий по этому поводу: начиная от подставы и вплоть до того, что вы его купили по совету своей бабушки.
- Да, писали очень много, в особенности в начале. Первые полгода я ощущала повышенный интерес прессы к своей персоне и прочла сотни небылиц о самой себе. Иногда писали сущий бред: кто-то мне посоветовал его принимать, препарат подмешали в еду... На самом деле, я сама виновата в дисквалификации. По глупости своей купила фуросемид в аптеке. Никто мне ничего не советовал, я случайно узнала об этом препарате и решила приобрести. На тот момент он стоил 8 рублей. Такая вот смешная цена моей дисквалификации - каких-то 8 рублей.
- А разве в сборной России по плаванию нет фармаколога или врача, с которым спортсмены обязаны советоваться по поводу любых лекарств? Профессиональные лыжники, я знаю, даже капли от насморка не купят без разрешения медиков.
- У нас таких специалистов нет. Точнее, врачи есть, но они не настолько бдительно следят за нами. И, как мне кажется, не очень-то они компетентны в допинговых вопросах.
- А не обидно было, что наши спортивные чиновники не попытались заступиться за вас?
- Обидно, конечно. Но все знают, какая у нас федерация. Нашему руководству вообще наплевать на спортсменов. Они хотят, чтобы мы плавали и приносили награды, при этом сами ничего не делают. И никогда они не станут биться за нас на уровне ВАДА (WADA - всемирное антидопинговое агентство - «МС»). Вон, Майкл Фелпс (пловец из США, 14-кратный олимпийский чемпион - «МС») признался в употреблении марихуаны и отделался только 3-месячной дисквалификацией. В России бы за такое отстранили, как минимум, на год.
«На Олимпиаде
я могла войти
в тройку призеров»
- Я представляю, какой вы пережили шок, когда узнали о дисквалификации.
- Честно говоря, когда я узнала, что потеряю два года, мне хотелось вообще все бросить. У меня ведь пропали пять международных стартов, включая чемпионаты мира, Европы и Олимпиаду. Было очень обидно, ведь на Олимпиаде в Пекине я могла войти в тройку призеров. Конечно, со временем успокоилась, втянулась в тренировочный процесс и постепенно начала готовиться к возвращению в большой спорт.
- Анастасия, вы ведь очень давно и уже долго готовились к Олимпийским играм, чуть ли не с 16 лет.
- Да, на предыдущую Олимпиаду в Афинах меня тоже не взяли. Перед последними отборочными стартами я простыла, не вошла в тройку призеров, поэтому не попала в олимпий- скую сборную. С Олимпиадой в Пекине я тоже «пролетела», так что сейчас буду готовиться к Лондонской.
- Могу предположить, насколько тяжело было следить за выступлениями Александра Сухорукова или Аркадия Вятчанина на Олимпийских играх в Пекине.
- А я не смотрела. И без того было очень больно, тяжело, поэтому я решила не мучить себя и не смотреть ни Олимпиаду, ни чемпионаты мира. От друзей, конечно, слышала о том, какие места занимают наши ребята. Следила за результатами коллег на всероссийских стартах. Вот и все.
- Ожидали ли вы, что пловцы из Коми покажут такие высокие результаты на Олимпиаде в Пекине?
- Ну, в общем, да. Они очень выросли за последнее время. Я ведь видела, как Саша Сухоруков и Аркадий Вятчанин выступали на чемпионатах России. Не пропускала ни одного всероссийского старта, видела их результаты. В общем-то, еще до Олимпиады было очевидно, что наши ребята поехали в Пекин за медалями.
Дисквалификация - это еще и отдых
- Что означает для профессионального спортсмена отсутствие соревновательной практики?
- Отдых. За эти два года я очень хорошо отдохнула, в первую очередь, психологически. Судите сами, целых два года я спокойно тренировалась в свое удовольствие, не тратила нервы на соревнования. Эта пауза, я надеюсь, благотворно отразится на моих дальнейших выступлениях. По крайней мере, мне очень хочется в это верить.
- Но ведь за это время менялись правила соревнований, ведущие пловцы совершенствовали свою технику, появилась новая экипировка.
- Ну да, я наслышана о новых гидрокостюмах фирмы «Арена». За прошедший год в этих комбинезонах было установлено 37 рекордов мира. Пока у меня не было возможности поплавать в таком. Вот, собираюсь приобрести этот гидрокостюм к чемпионату мира. Многие мои коллеги, друзья уже давно плавают в «ареновских» костюмах и очень довольны, поэтому неоднократно советовали мне перейти на новую экипировку.
- Но, наверное, такой гидрокостюм должен прилично стоить?
- В переводе на рубли получится где-то 14 тысяч. Не так уж и дорого. В принципе, сейчас все гидрокостюмы примерно так и стоят.
«До сих пор никто
в России быстрее меня не плавает»
- Анастасия, на момент начала дисквалификации вы были действующей чемпионкой мира. А спортсмены, достигшие таких высот, имеют право на президентскую стипендию, на грант из фонда «Олимпий- ский». Сохранилось ли у вас право получать все эти выплаты в период, когда вы не имели возможности участвовать в официальных стартах?
- Да, в течение последних двух или даже трех лет мне платили президентскую стипендию. Плюс в течение года я получала грант из фонда «Олимпийский». Конечно, после дисквалификации меня отчислили из сборной, а сейчас, в марте-апреле, обещали автоматом включить в команду, потому что до сих пор никто в России быстрее меня не плавает (смеется). Чтобы попасть в сборную, мне не придется проходить отбор.
- Насколько мне известно, на тренировках вы проплывали отдельные дистанции по рекорду России?
- Тренировки не в счет, там другая обстановка. Но могу сказать, что недавно, буквально в феврале, мне представилась возможность проверить себя на официальных стартах. В феврале я выступала, (но, конечно же, вне заплывов) на чемпионате России в Санкт-Петербурге. Вот там я проплыла по рекорду России 400 метров «комплекс».
- Помнится, прежде вашими коронными дистанциями были 800 метров и 1,5 км вольным стилем, 400 метров «комплекс». Расширился ли круг ваших основных дисциплин?
- Я на любой дистанции чувствую себя уверенно, но основными так и остались 400 метров, 800 метров и 1,5 километра кролем (он же вольный стиль) и 400 метров - комплексное плавание.
- Когда-то вы говорили, что «короткая вода» (бассейн - 25 метров) - это ваша стихия. Готовы ли вы сейчас биться за медаль высшей пробы в 50-метровом бассейне?
- Я уже давно полюбила 50 метров. Просто на «короткой воде» можно набрать более высокую скорость, чем на «длинной». А сейчас вовсю привыкаю к большой ванне, поскольку чемпионат России пройдет в 50-метровом бассейне. И на чемпионате мира будет «длинная» вода.
«В Воркуте
нечего ловить»
- Как проходила ваша подготовка в течение этих двух лет?
- В последнее время тренировки проводились в Таганроге и Волго- граде. А сейчас перед чемпионатом России мы были в горах, на Домбае.
- То есть в Воркуте вы появлялись нечасто.
- В Воркуте, как говорится, нечего ловить. Не те условия для высокого уровня подготовки.
- Почти все эти два года вы тренировались под началом Людмилы Шаляпиной, а осенью перешли в группу к Аркадию Федоровичу Вятчанину. С чем была связана смена тренера?
- Просто у меня с Людмилой Федоровной случился небольшой конфликт, но сейчас мы уже забыли про тот случай и вновь хорошо общаемся. Вообще, сейчас точнее будет сказать, что я плаваю под руководством двух тренеров: и Людмилы Федоровны, и Аркадия Федоровича. А живу я в Таганроге вместе с пловцами из группы Вятчанина-старшего.
- Отразилась ли на результатах работа с новым наставником?
- Конечно, я даже не ожидала, что проплыву по рекорду России на чемпионате страны. Мы ведь не очень-то серьезно готовились к этим стартам. Аркадий Федорович подтянул мне технику, и теперь я плаваю быстрее, чем раньше.
- Насколько я помню, все ученики Вячтанина-старшего проживают вместе с ним в одном коттедже.
- Да, и это очень здорово: мы живем в домашней обстановке, никто никому не мешает, все общаемся по-дружески.
- Аркадий Вятчанин-младший там же живет?
- Нет, он живет с мамой, ведь сейчас его тренирует Ирина Вятчанина. А все подопечные Вятчанина-старшего проживают со своим наставником.
Спортсменка,
студентка и просто красавица
- Прошлым летом вы поступили в Сыктывкарский госуниверситет на факультет физкультуры и спорта. Почему, фактически проживая в Таганроге, все же решили учиться в столице Коми?
- Я прежде была наслышана об этом факультете, и знаю, что в Сыктывкаре к спортсменам относятся с большим пониманием. Буквально вчера я сдавала кое-какие задания по зимней сессии, и мне перенесли на лето сдачу оставшихся контрольных работ.
- В перспективе вы все же видите себя тренером по плаванию?
- Да, в других профессиях я себя просто не представляю.
|