В Сыктывкаре состоялось юбилейное ралли «Север» 14 марта в Сыктывкаре в тридцатый раз стартовало ралли «Север». Первоначально число экипажей, подавших заявки на участие в соревнованиях, равнялось точно юбилейной дате, однако не смогли приехать гости из Кирова, еще один автомобиль сошел с маршрута из-за технической неисправности. Все остальные участники гонки, как и планировалось, с промежутком в несколько минут стартовали в 11 утра со Стефановской площади. Завершилось состязание на автодроме спортивно-технического центра Коми республиканской организации РОСТО (ДОСААФ) в пять часов вечера.
В прошлом году организаторы опасались, что следующее ралли может не состояться из-за материальных трудностей. На выручку уже не в первый раз пришла сыктывкарская фирма «Алекс Моторс», которую возглавляет страстный энтузиаст автоспорта Александр Борисов. В адрес организаторов и участников юбилейной гонки пришли приветствия от двукратного чемпиона СССР, участника ралли-марафона «Тур Европы», доктора педагогических наук профессора Эдварда Сингуринди (Санкт-Петербург), который был главным судьей ралли «Север-1983», и известного автоспортивного судьи Константина Крупникова (Москва), который возглавлял судейскую бригаду ралли с 1990 по 1992 год.
В этом году маршрут был максимально приближенным к тому, который проложили участники самого первого ралли «Север»: через населенные пункты Верхняя Максаковка, Красный Затон, Шошка, Визинга, Соколовка, Выльгорт. Общая протяженность трассы составила 250 километров. Экипажам нужно было преодолеть расстояние от одной контрольной точки до другой, выполнив специальные задания – слалом и спринт различных видов, упражнения на учебных автодромах, конкурс на знание ПДД. Оказаться на следующем пункте участники должны были в точно указанное для этого время, ни минутой раньше или позже. Вот почему для каждого водителя было важно подобрать себе опытного штурмана, который мог бы точно рассчитать время и скорость движения автомобиля. За нарушения регламента гонки начислялись штрафные очки, в том числе за несоблюдение правил дорожного движения.
В спешке, когда ранним утром в день старта после прохождения техосмотра участники соревнований отправились на небольшой разминочный круг по городу, некоторые проигнорировали требование знака «Движение без остановки запрещено», что зафиксировала одна из двадцати судейских бригад, расположившихся вдоль всей трассы. Санкции последовали незамедлительно.
В соревнованиях участвовали как хорошо известные экипажи, так и новички. Среди «старичков» числился знаменитый гонщик Юрий Шишебаров, неоднократный победитель зимней трековой автомобильной гонки «Супершип». Пилот Евгения Одинцова и штурман Евгений Алексеев вышли на трассу впервые. Интриги мероприятию добавил женский экипаж. Анна Локтюшенкова и Анастасия Аппельганц приехали специально на эти соревнования из Ухты. Открыл юбилейное ралли его главный судья и одновременно составитель карты и маршрута Владимир Чучин.
Хотя отличительной особенностью ралли «Север» всегда было то, что решающее значение здесь имеет не скорость, а мастерство водителя и опытность штурмана, все-таки на трассе не обошлось без инцидентов. Экипажу под номером «пять», входившему в группу сильнейших, пришлось обгонять на трассе попутный КАМАЗ. Неожиданно большегруз вильнул в сторону, пилот во избежание столкновения выполнил резкий маневр, оказавшийся неудачным, и машина под номером «пять» ушла с трассы в сугроб. Впрочем, обошлось без тяжелых последствий.
В категории «В», учрежденной специально для ветеранов автоспорта (для тех, кто принимал старт в ралли «Север» не позже 1992 года), участвовал экипаж в составе отца и сына Владимира и Андрея Кузнецовых на ВАЗ-21114 (на верхнем снимке). Владимир Арсеньевич, бывший сыктывкарец, а ныне кировчанин, приехал к нам специально, чтобы вспомнить трассу, которую преодолевал тридцать лет назад в одном экипаже с известным сыктывкарским автоспортсменом Александром Малыгиным. «Организация соревнований благодаря усилиям такого энтузиаста автоспорта, как руководитель гонок Владимир Чучин, за это время выросла несоизмеримо. В 1979 году, например, участники ралли сами записывали «легенду» от руки, кто как умел, а сегодня получили готовую, очень подробную – на изготовленном типографским способом бланке», – рассказывает ветеран автоспорта.
– Все ошибки на трассе были мои. Остается утешать себя, что не только мы, а целых шесть экипажей «пострадали», потеряв значительное количество очков, когда судейская бригада производила на трассе внезапный контроль времени, – признается Андрей, дебютировавший в семейном экипаже Кузнецовых в качестве водителя.
Среди участников накануне старта прошел слух, что в Лэзыме штурманам экипажей, участвующих в ралли, предстоит соревноваться в слаломе на… самосвале. «Представляете, я весь маршрут до Лэзыма не находил себе места. Ведь мне никогда не приходилось сидеть за рулем самосвала, а здесь – слалом», – признавался позже В.Кузнецов. Оказалось, что организаторы юбилейного ралли подошли к делу с большим юмором и приготовили автоспортсменам сюрприз. И в селе Лэзым участникам штурманского «слалома» предстояло преодолеть специальный маршрут, ведя за веревочку внушительных размеров игрушечный автомобиль.
Лучшими новичками ралли признаны Даниил Смирнов и Сергей Кузнецов на ВАЗ-21120. По отзывам ветеранов, у этого экипажа, показавшего себя настоящими фанатами ралли, впереди большое спортивное будущее. Молодые гонщики перед стартом не только основательно готовили машину, но и детально проработали маршрут, консультировались по всем деталям с бывалыми спортсменами, участвовали в предварительных тренировках.
Третье место в абсолютном зачете занял экипаж в составе пилота Андрея Лукина и штурмана Дмитрия Кусякина, выступавших на автомобиле «Ford Fokus». Вторым пришел семейный экипаж Суриных – Василия Борисовича и его сына Михаила. Победителями ралли стали пилот Николай Рутов и штурман Юлия Оглоткова – небезызвестная любительница автоспорта, которая участвует почти во всех подобных мероприятиях (уже в этом году она выиграла соревнования «Автоледи-2009» в Ухте и такой же конкурс в Сыктывкаре в категории «фигурное вождение»). Кстати, игрушечный КАМАЗ, который штурманы водили на веревочке, достался победителям в качестве памятного приза.
|